Мемориальный комплекс, расположенный на стадионе посёлка Назия, представляет собой скульптурную композицию, посвященную героям Великой Отечественной войны.
Центральным элементом является фигура воина, вооруженного пистолетом-пулемётом Шпагина (ППШ). Динамичная поза бойца, застывшего в момент атаки, символизирует мужество и героизм советских солдат.
Композицию дополняют две стелы с выгравированными надписями. Первая гласит: «Вечная слава павшим героям. 1941−1945», отдавая дань памяти тем, кто отдал свои жизни за Родину. Вторая стела содержит фразу: «Никто не забыт, ничто не забыто», подчеркивая непреходящее значение подвига советского народа.
На тыльной стороне памятника размещена надпись: «Отцам и братьям посвящаем свой труд. Школа № 6. 1970». Это свидетельствует о том, что монумент был создан в 1970 году учениками школы № 6. Данный факт придаёт памятнику особую ценность, являясь примером патриотического воспитания и сохранения исторической памяти.
Примечательно, что создание памятника связано с именем Ивана Андреевича Хохлова, учителя истории и директора школы № 6, прибывшего в Назию в 1966 году. Обладая незаурядным талантом скульптора, И. А. Хохлов, не имея формального художественного образования, внес значительный вклад в формирование культурного ландшафта посёлка.
( I )
История
ИСтория
С осени 1941-го по весну 1942-го ж/д станция Жихарево и поселок Назия стало крупнейшим эвакопунктом для жителей блокадного Ленинграда. Только за период с 22 января по 15 апреля 1942 года через эту станцию было эвакуировано около 200 тысяч ленинградцев, которым Жихарево стало вратами к спасению.
В 1942 году на станции Жихарево была организована партизанская база, действовавшая вплоть до 1944 года. Отсюда партизаны отправлялись на боевые задания, нанося удары по врагу в тылу.
27 января 1942 года от станции Жихарево началось строительство узкоколейной железной дороги до разъезда Жарок. В невероятно сложных условиях, в мороз и голод, дорога была построена в кратчайшие сроки. Суточный грузооборот достигал 1200 тонн. По этой дороге доставлялись жизненно важные военные грузы войскам, оборонявшим станцию Погостье. Узкоколейка, как и партизанская база, функционировала до 1944 года.
В декабре 1942 года Государственный комитет обороны принял решение о строительстве железной дороги № 400 «Жихарево — Шлиссельбург», позже получившей название «Дорога Победы». Железнодорожные войска и спецформирования Наркомата путей сообщения самоотверженно строили эту дорогу, понимая её стратегическое значение. 5 февраля 1943 года в 17:43 со станции Волховстрой отправился первый поезд, открывший прямое сообщение между Ленинградом и Большой землей. Несмотря на обстрел противника и вынужденную остановку для отогрева замерзшего оборудования, 6 февраля поезд прибыл на станцию Новая Деревня, а на следующий день — в Ленинград.
Таким образом, Жихарево и Назия стали важными стратегическими пунктами, сыгравшими значительную роль в обороне Ленинграда и приближении Великой Победы. Они стали символами мужества, стойкости и самоотверженности советского народа в борьбе с фашизмом.
( II )
Барышев Леонид Александрович
В январе 1942 года, после гибели отца на фронте, Леонид добровольцем ушёл в армию.