Осенним днем 21 октября 1921 года, в деревне Горки, что ныне в Сланцевском районе Ленинградской области, на свет появился Михаил Дмитриевич Баранов. Юность его, как и многих сверстников, была наполнена стремлением к знаниям и мечтами о небе. Окончив восемь классов в Выскатке, он отправился в Ленинград, где постигал ремесло токаря на знаменитом Кировском заводе. Но зов высоты был сильнее заводских гудков, и в 1938 году Михаил окончил Ленинградский центральный аэроклуб. Год спустя, в январе 1939-го, юноша добровольно вступил в ряды Красной Армии, а к осени 1940 года, уже младшим лейтенантом, выпустился из Чугуевской военной авиационной школы лётчиков. Служба началась в 21-м истребительном авиаполку, а весной 1941 года молодого лётчика назначили командиром звена в 183-м ИАП, формировавшемся в Вилейке.
Сентябрь 1941-го. Началась война, и Михаил Баранов встал на защиту Родины в составе своего полка, пилотируя МиГ-3 на Южном фронте. Февраль 1942-го принес ему должность заместителя командира эскадрильи. После переформирования и освоения новой техники — Як-1 — полк в июле 1942 года влился в 269-ю истребительную авиационную дивизию 8-й Воздушной армии и вступил в сражение под Сталинградом.
К августу 1942 года старший лейтенант Баранов совершил 176 боевых вылетов, встретившись с врагом в воздухе более 70 раз. Пятнадцать сбитых самолетов противника — таков был итог его отваги и мастерства. 12 августа 1942 года Михаилу Дмитриевичу Баранову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Но небо войны безжалостно. 6 августа, в небе над Котельниково, в неравном бою Михаил таранил вражеский истребитель, спасшись на парашюте, но получив серьезные травмы ноги и позвоночника. Несмотря на ранения, он вернулся в строй, став штурманом полка, а затем — 9-го Гвардейского ИАП. Однако, здоровье, подорванное ранами, все чаще давало о себе знать.
17 января 1943 года, после очередного возвращения из госпиталя, гвардии капитан Баранов вновь поднялся в небо. Это был его последний полет. Во время выполнения фигуры высшего пилотажа самолет потерпел крушение. Михаил Дмитриевич Баранов погиб.
Герой навеки обрел покой на Мамаевом кургане в Волгограде. Память о нем живет в названиях улиц, мемориальных досках и сердцах тех, кто помнит о подвиге летчика, отдавшего жизнь за Родину. Его награды — ордена Ленина и Красного Знамени — навсегда останутся символами его мужества и преданности.